Советы родителям


koos emagaДорога ребёнка к чтению начинается с самого рождения. Роль взрослых заключается в том, чтобы создать подходящие условия и вызвать в ребёнке интерес к чтению. Уже с момента рождения развивается способность   ребёнка «схватывать глазами» (воспринимать) печатные знаки, распознавать символы картин и формы слов.

  1. Читаю сам, читаю ребёнку, читаю вместе с ребёнком. Слушаю, как ребёнок читает мне. Рассказываю ребёнку, как я сам учился читать,  какими были мои первые книги. Демонстрирую ребёнку, что я читаю книги, журналы, электронные письма, руководства, кулинарные книги, комиксы, субтитры к фильмам.
  2. Читаю ребёнку каждый день. Ещё раньше, чем ребёнок сам начнёт читать слова и предложения, он способен слушать, как взрослый  читает и рассуждает. Выбираю для чтения подходящее время и удобное, уютное место.
  3. Хожу с ребёнком в библиотеку и в книжный магазин. Беру с собой книги в путешествие, в поликлинику, в гости. Дома размещаю книги так, чтобы ребёнок мог их легко достать.
  4. Пишу ребёнку записки и сообщения, оформляю вывески. Покупаю в дом игры для чтения, кубики и карточки с буквами, магнитные буквы. Прошу родственников дарить ребёнку книги.
  5. Радуюсь каждому успешному шагу ребёнка: «Я заметила, что ты правильно держал книгу! Ты уже знаешь букву Е! О, ты уже сам прочитал пять слов!»
  6. Стараюсь быть терпеливой, выдержанной. Не сравниваю ребёнка с детьми брата-сестры или с соседскими ребятами.
  7. Делюсь с ребёнком своими мыслями: «Это действительно было смешно! Кода я читала это место, почувствовала запах, вкус, услышала голос,  ощутила  чувство…, представила….»
  8.  Во время чтения предсказываем, что бы могло случиться дальше. Представляем себя в тех обстоятельствах,  в которые попадают персонажи книги.  Обсуждаем, что бы могли они подумать или почувствовать. Спрашиваю, как бы ребёнок поступил, как бы решил проблему.
  9. Рассказываем по картинкам книги или  журнала. Мастерим  героев книги (лепим, рисуем, клеим, делаем аппликации…). Иллюстрируем прочитанные сказки. Драматизируем разные истории с помощью варежковых  и пальчиковых кукол. Приглашаем других членов семьи участвовать  в игре.
  10. Сами придумываем разные истории. Ребёнок рисует картинку, взрослый записывает текст. Ребёнок рисует и пишет сам (так, как умеет) и потом сам читает. Взрослый помогает ребёнку писать (если ребёнок просит).Пусть  ребёнок  почитает сёстрам-братьям, бабушкам-дедушкам, друзьям.
  11. Наслаждаемся совместным пребыванием и чтением. Читаем самые захватывающие, интересные, выразительные фрагменты текста ещё раз.
  12. Поддерживаю ребёнка, следя за тем, чтобы у него было подходящее по возрасту и интересное чтение. Обсуждаем с ребёнком, что он читал, что ему понравилось, чего он не понял. Если ребёнок не понимает прочитанное, выбираю немного более простые тексты с большим количеством иллюстраций. Выбираю также книжки-картинки, в которые можно вклеить тексты, созданные детьми.
  13. Создаю дома «читательское гнездо»
  14. Разрешаю ребёнку играть в компьютерные игры, но устанавливаю временные границы. Интересуюсь тем, чем ребёнок «занимается в компьютере».
  15. Слежу за тем, чтобы в жизни ребёнка были «уравновешены» компьютерные игры, «изучение» книг, игры  во дворе и время, проведенное вместе с семьёй.